Нательные украшения - ожерелья, браслеты, ушные серьги
Какой форме отдавали предпочтение в разные времена, стилевые эпохи и в разных странах, не в последнюю очередь зависело от господствовавшей моды. Ибо украшение в более широком смысле слова является принадлежностью костюма, и это касается не только платяных украшений, но и нательных.
Шейные цепочки (ожерелья). Наглядным примером этого вывода может послужить шейная цепочка, которая была известна и любима еще в доисторические времена, однако затем долгое время оставалась без внимания и лишь потом стала носиться, как этого требовала модная одежда. Как выглядели самые ранние цепочки XV века, можно видеть на современных им картинах, которые точно воспроизводят костюм и украшения. Севернее Альп цепи нового времени сохранились только от XVI века. Речь идет преимущественно о тяжелых, массивных, золотых или серебряных так называемых стружчатых цепях, которые надевались на шею в один или несколько рядов. Во многих странах, например, во Франции и Англии, они были исключительно мужским украшением, как это показывают портреты того времени, в Германии же такие цепи носили также и женщины. Неоднократно упоминавшаяся уже испанская мода, возникшая в середине XVI века и подчинившая себе все ювелирное дело, особенно тяготела к массивным, обильно покрытым эмалью шейным украшениям. Со временем пышный рольверк на отдельных звеньях сменился легким ажурным усиковым орнаментом, и наряду с цветной эмалью все чаще стали появляться разноцветные драгоценные камни и жемчуг. Во времена барокко светские дамы отдавали предпочтение главным образом восточному жемчугу. Одеяние, шитое жемчугом, или жемчужные нити в несколько рядов были необходимой принадлежностью туалета женщины высшего общества. В XVIII веке носили медальоны на цветной и черной шейной ленте, украшенные миниатюрой. К репрезентативному женскому украшению второй половины XVIII века относилось, прежде всего, бриллиантовое колье, которое составляло главную принадлежность гарнитура аналогичной работы, включавшего в себя, как правило, кольцо, серьги, браслет, а иногда и соответствующее украшение для волос. С давних пор было известно, что бриллиант в ажурной оправе ярче всего обнаруживает свою красоту; основанная на этом принципе и преимущественно применяемая теперь pave-оправа целиком скрывается за драгоценным камнем и совершенно не искажает его самоценной жизни, так что колье уподобляется искристому венцу бриллиантов. Иногда в среднюю часть отдельного звена украшения ради живописного эффекта вставляли прекрасного цвета смарагд или рубин. Около 1800 года средоточием интересов высшего общества сделалась античная Греция; причесывались, одевались и украшались по античному образцу. К прическе, собранной в скромный узел и простому, перехваченному под грудью узким пояском одеянию особенно подходила неприметно сочлененная цепочка, часто до талии в длину. В ампире проявилась как и в других формах украшений, преимущественная предрасположенность к резному камню - камеям, а получившие новую жизнь, известные еще с доисторических времен техники, вроде зерни и филиграни, оставили свой след также и на ожерельях. Сверх того в это время использовали полихромное золото, что в сочетании с древними техниками давало ошеломляющий эффект. Преуспевающий XIX век знаменовал для шейных украшений, как и для всех проявлений человеческого творчества в это время, ретроспективную ориентацию; одно за другим можно наблюдать и здесь все стилевые направления нового времени, воспринятые поверхностно и не переживавшиеся изнутри. Во вторую половину XIX века с ростом богатства индустриального общества охотно выставляли напоказ драгоценные украшения, усыпанные бриллиантами и другими драгоценными камнями. К сожалению, необходимо констатировать, что материальная ценность заслоняет здесь художественные достоинства вещи.
Браслет. Браслет переводит наш взор в глубину тысячелетнего развития и уже с самых ранних времен известен нам по раскопкам или изображениям в памятниках искусства. На протяжении своей истории он изготовлялся из самых разных материалов, имел различную форму и предстает перед нами во множестве вариантов. Как шейное и платяное украшение, браслет также не был свободен от господствовавшей моды и поэтому его носили не всегда. Средневековье, которое мало что оставило естественной красоте человеческого тела, не любило и оголенных рук, и поэтому столь популярные в античности и в эпоху переселения народов браслеты не встречаются в христианизированном регионе севернее Альп. В Италии, где античное наследие проявлялось сильнее, наручный обод не совсем пропал как в раннем, так и высоком средневековье. С ренессансом снова возвращается любовь к наручному украшению, в Северной Европе носили золотые ободы или цепеобразные браслеты поверх рукава одежды, тогда как на солнечном юге, особенно в Италии, предпочитали золотые или усыпанные жемчугом браслеты на открытой руке. В середине XVI века браслет переживает подлинный расцвет, в это время не скупятся на применение драгоценных камней и жемчуга, а цветная, обильно применявшаяся эмаль еще более увеличивала декоративный эффект. Для элегантной женщины XVII века, которая находила удовольствие в узком манжете и рукаве рюшем, наручное украшение, как таковое, не имело большого значения, лишь время от времени встречаются жемчужные браслеты, носившиеся, как правило, попарно, или дорогой с драгоценным камнем золотой браслет, оборотная сторона которого украшалась эмалью. Странным образом и рококо не проявляло особой склонности к браслетам, хотя в это время была модна одежда с коротким рукавом; в несколько рядов обернутая вокруг руки жемчужная нить или черная ленточка с портретным медальоном составляли в это время единственный вид наручного украшения. С последнего десятилетия XVIII века снова полюбились простые золотые ободки, которые числом до трех один рядом с другим носили на запястье. Не вызывает удивления, что столь популярные в классицизме камеи оказались доминирующим элементом и в браслете, они встречаются в это время преимущественно в сочетании с золотом. Для чувствительного века романтики были характерны браслеты из сплетенного человеческого волоса с миниатюрой, наряду с этим любили украшения из полихромного золота, отделанные филигранью и зернью. Украшения из чугуна, ставшие модными после войны с Наполеоном, создали и своеобразные формы браслета в необычайно деликатном исполнении. В тридцатые и сороковые годы XIX века снова повсеместно утвердился обычай носить парные браслеты; мода на украшения создала нарядные, отделанные цветными полудрагоценными камнями наручные украшения, оправа камня нередко отделывалась филигранью, тордированной проволокой и тому подобными древними техниками. На форме браслетов также совершенно отчетливо сказался недостаток собственных художественных идей, характерный для второй половины XIX века. И здесь также искали вдохновения в прошлом или в ювелирном искусстве Востока.
Ушное украшение. Многочисленные находки в гробницах до- и раннеисторических эпох свидетельствуют о том, что серьги и ушные подвески первоначально носились не только женщинами и детьми, но также мужчинами и воинами. Естественно, что они могли сильно отличаться по внешнему виду от того, что принято было носить женщинами.