Эмаль - свойства разноцветной стеклянной массы

   Еще в древности металлические украшения отделывали цветной эмалью и уже тогда имели по-разному использовать декоративные свойства этой разноцветной стеклянной массы. Эмаль была популярна и в более поздние времена, и искусство эмальеров наряду, другими техниками златоделия занимало почетное, а по временам и ведущее место. Эмалированием называют полное или частичное покрытие металлической поверхности стеклянной массой с последующим обжигом изделия. Известна эмаль трех видов: с бесцветной основой, которую называют глазурью, просвечивающая и непроницаемая эмаль. В самом эмальерном деле существуют различные техники и способы обработки. В перегодчатой эмали на металлическую поверхность напаивают проволочку или полоски и образовавшиеся таким образом ячейки наполняют стеклянной массой. После обжига поверхность гладко шлифуют, так что металл с эмалью образуют ровную плоскость, а металлические перемычки создают определенный узор. Этот способ эмалирования был особенно распространен на Востоке. Металлическое основание обыкновенно бывает золотым, реже серебряным или медным, на него первоначально наплавляется глазурь, затем наносятся другие краски и, наконец, бесцветная прозрачная эмаль с глазурью в качестве защитного и глазурного средства. С перегородчатой эмалью сходна эмаль на скани, в которой проволочки остаются более высокими, чем слой эмали, так что поверхность предмета не связывается воедино. Русские и венгерские народные украшения характеризуются как раз этим видом эмали. В центральной Европе отдавали предпочтение выемчатой эмали. В этом случае на металлической поверхности с помощью резца делаются углубления, которые затем заполняются стеклянной массой. Металлическую основу здесь чаще образует медь или бронза, золото и серебро менее употребимы. Поверхность подобным образом эмалированных предметов гладко шлифуется и предстает единой, как и в перегородчатой эмали. Если металлическая основа - из благородного металла, то предпочтение отдается прозрачной стеклянной массе, цвет которой может изменяться под воздействием ложа. Для увеличения интенсивности цвета и эффекта прозрачной эмали при красных и желтых тонах избирают золотую фольгу, при синих и зеленых - серебряную высокой пробы.

   В последнее время вновь большой популярностью пользуется так называемая оконная эмаль, при которой отсутствует металлическая основа и стеклянная масса полностью заполняет сквозные промежутки проволочной сети. Очень эффектна так называемая эмаль по серебру или эмаль по резьбе. Рисунок в виде неглубокого рельефа вырезывается на серебряном ложе и затем полностью покрывается прозрачной стеклянной массой. На более высоких местах рельефа серебро просвечивает сильнее, тогда как в более глубоких эмаль гуще и темнее. В таких изделиях полностью выявляется светотеневая моделировка металла. До высочайшего совершенства эту технику довели в особенности итальянские златокузнецы XV века. В способе, который применялся преимущественно во Франции и называется бочковой эмалью, свободно смонтированные или круглые части полностью покрываются слоем эмали. Эмалью по рельефу называют литые или чеканные предметы, которые полностью или частично обожжены в прозрачной или непроницаемой стеклянной массе, так что получается цветная эмалированная пластика; рельеф также можно покрывать эмалью аналогичным образом. В живописной эмали, которая пережила расцвет в Лиможе в XVI веке, металлическая пластинка, реципиент, используется еще и в качестве живописной основы. Часто изготовляемая из меди, но равно из железа, серебра или золота, эта пластинка прежде всего целиком покрывается прозрачной глазурью или одноцветным опаковым слоем эмали. В качестве эмалевых красок почти постоянно применяются непрозрачные стеклянные массы, которые куничьей кистью наносятся на грунтовую подготовку и подвергаются последовательному обжигу. Поскольку краски в растертом состоянии часто обладают иным тоном, чем после обжига, едва ли можно избежать повторных прописок и обжига. Оборотная сторона пластинки по большей части также покрывается слоем эмали (контрэмаль) для предотвращения односторонней деформации металла при обжиге. С описанным выше способом не следует путать живопись по эмали, в которой пользуются только чистыми металлоокисными красками по преимущественно белой эмалевой основе на золотом, серебряном или медном основании. Эта техника позволяет точнейшим образом вырисовывать все, вплоть до мельчайших деталей, и потому охотно применяется в миниатюрной живописи. Совместным действием различных эмальерных техник достигаются замечательные эффекты на изделиях из золота и серебра.