Драгоценные камни в ювелирных изделия
Еще доисторический человек использовал драгоценные камни для украшения, и нет, пожалуй, ни одной эпохи в истории человечества, которая не находила бы никакой прелести в многоцветном великолепии этих минералов. По твердости, чистоте, красоте цвета и разнообразию, ауре томления света драгоценные камни превосходят все иные дары природы и очаровывают даже такого избалованного знатока, которого обыкновенно в состоянии тронуть лишь изысканные художественные произведения. Драгоценные камни различаются по степени твердости. Наибольшей твердостью в 10 единиц обладает только алмаз, который греки называли непобедимым, "adamas". Камни со степенью твердости от 9 до 7 прежде определяли как подлинные драгоценные камни, которые с понижением твердости становятся полудрагоценными или просто декоративными. Разумеется, понятие "полудрагоценные камни" не всегда имеет твердо фиксированные границы, поскольку не только твердость, но и редкостность и красота также выступают критерием оценки, и до сих пор на этот счет не существует единой точки зрения. В разработанной Фридрихом Мозе шкале твердости алмаз фигурирует, как уже было сказано, со степенью в 10 единиц, за ним следуют рубин и сапфир - 9, кошачий глаз, александрит, хризоберилл, шпинель, смарагд, аквамарин и благородный топаз - 8, аметист, гиацинт, турмалин, гранат, цитрин, дымчатый топаз и розовый кварц - 7 и другие цветные или прозрачные камни, радующие глаз в красивой оправе, отшлифованные или резные. Мерой драгоценного камня в новое время становится карат, который в противоположность карату драгоценного металла является показателем веса и равен 200 мг, т. е. 1/5 г. Извлеченный из своего природного гнезда камень-сырец до заключения в оправу подвергается обработке, лишь благодаря которой и обнаруживается вся его красота.
Известны по существу два разных вида обработки: шлифование и резание, которые могут применяться и одновременно. Шлифование в значительной степени повышает декоративные свойства драгоценного камня. Лишь цветовая игра, преломление света, сияние и форма пробуждают его к полной жизни, поэтому гранильщик драгоценных камней должен точно знать естественное строение кристалла, учитывать систему, заложенную в его основание, и стремиться выявить своеобразие минерала. При рассуждении о том, какого вида огранка была бы наиболее подходящей, он должен наряду с другими факторами всесторонне учитывать цветовые особенности камня. Удовлетворялись не только цветовым великолепием и игрой света, - во все времена драгоценные камни использовали также в качестве материала для мелкой пластики.
Резьба в камне (глиптика). Это искусство было известно и популярно у всех культурных народов древности и имело хождение также в кругу неевропейских народов. Уже в VI веке до н.э. искусство камнерезания пережило свой расцвет в Греции, в Риме глиптика также была популярна. Техника и способность выражения художественной идеи в пределах самого незначительного пространства достигли высочайшего совершенства в геммах-интальо (углубленное резное изображение) и камеях (выступающее резное изображение в форме более или менее плоского рельефа) классической древности и даже сегодня было бы трудно отыскать что-либо равное им. Средневековье здесь, как и в других областях искусства и художественного Ремесла, переняло наследие античности, однако скоро вступило на свой собственный путь стало использовать резные камни для украшения церковной утвари, церковных книг и качестве предметов любования на облачениях священников и диаконов. Античные гемы и камеи носили высокородные женщины виде застежек одеяний или медальонов из благородного металла и т. д. Руку благородного грека и римлянина, а также средневекового иерарха и аристократа нередко украшал перстень с печаткой с резанным в камне изображением. В эпоху Ренессанса глиптика пережила новый расцвет, и многие известные мастера той поры создали в этом драгоценном материале произведения непреходящей красоты. Вплоть до наших дней существовали и снова и снова появляются художники, стремящиеся воплотить свои пластические представления в этом благородном искусстве.
Гранение. В то время как искусство резания камней еще в античности достигло своего апогея, гранение развивалось медленнее и в античную эпоху намного отставало от глиптики. Наиболее простой и употреблявшейся еще в древние времена формой обработки является огранка кабошоном, способ, при котором верхней стороне камня с помощью полировки придавалась выпуклая форма, а нижняя сторона первоначально лишь слегка подтесывалась, благодаря чему ясно читалась структура камня и его величина оставалась предельно неизменной. Позднее нижняя сторона камня обыкновенно уплощалась, как это иногда делают еще и сегодня. Высокодужные экземпляры называются "кабошонами". В раннем и зрелом средневековье кабоширование было единственным способом обработки драгоценных камней, сегодня же подобным образом отделываются, как правило, только непрозрачные или полупрозрачные декоративные камни. В XIV и XV веке распространяется шлифование таблицы, которая отвечает, например, октаэдрному кристаллу алмаза и сохраняет его продолговатую форму, а также почти целиком исходную величину. Плоскости октаэдра, формы алмаза естественного образования, при такой обработке полируются, а грани несколько скругляются. Вершина камня представляет собою половину первоначальной формы и при правильном кристалле алмаз приобретает вид пирамиды. Некоторые редкие экземпляры эпохи переселения народов уже демонстрируют эти формы, которые тогда достигались посредством кабоширования. В XV и XVI веке, когда в употреблении были уже гранильные мельницы с водяным приводом и для обработки использовали алмазный порошок на масле, появляется фацетирование. Что тонко растолченный алмаз является непревзойденным средством огранки, - это первым открыл гранильщик Карла Смелого Бургундского Луи де Беркен из Брюгге, чем и обусловил взлет гранильного дела. Ему удалось с помощью этого нового средства применить к алмазам фацетирование, еще в XIV века использовавшееся в Европе для обработки горного хрусталя; тем самым он наиболее полно выявил одно из важнейших свойств большую высоту павильона и кюлассы и гарантирует максимальное использование сырца Клешневая грань и американская бриллиантовая грань, которые пользуются сегодня особенной популярностью, также развились из обычной бриллиантовой грани. Бриллиант возникает из алмаза-сырца в силу особых способов фацетирования и никоим образом не представляет собою естественно образовавшегося благородного камня, как об этом, между прочим, ошибочно думают. Наряду с бриллиантовой огранкой, посредством которой камень в определенном порядке покрывается гладкими гранями (фацетами) и которая способствует игре света и сиянию драгоценного камня, для непрозрачных камней, отличающихся богатой игрой цвета, используют шлифование иного рода. Они шлифуются не плоско, а округло; среди прочего подобным образом обрабатывают цветные камни первого класса: рубин и сапфир. Они приобретают дугообразную поверхность или по обеим сторонам, или нижняя сторона замыкается плоской гранью. Иногда нижняя сторона выдалбливается, "выбивается", что способствует отражению света. Камень как бы светится снизу, и в проницаемых для света экземплярах достигается значительный эффект. Иногда гранится выпуклая поверхность рундисты (пояса, ободка).
При ступенчатой огранке в верхней части камня появляются две, а иногда и три граненых ступени, внизу же - от четырех до шести, а иногда и больше. В XVII веке, когда алмаз сделался основным украшением, знаменитые гранильщики в Амстердаме и Антверпене изобрели гранение в виде розы, которое возникло, пожалуй, из первоначальной формы заостренного камня. Правильная роза, розетка или рута представляет собою круглый камень с диаметром вдвое больше высоты. Простая роза имеет шесть плюс двенадцать, "голландская или брабантская роза" шесть плюс восемнадцать, французская "Rose recoupee" двенадцать плюс двадцать четыре граней. Под "розочками", которые были особенно популярны в XVIII веке, следует понимать очень маленькие руты, на один карат приходится более ста граненых камешков. Благодаря повелению французского кардинала Мазарини, который в 1660 году приказал огранить уже шлифованные камни, из толстотаблитчатого бриллианта возникла и развилась новая общепринятая форма огранки. Как павильон (верхняя часть, крона), так и кюлаеса (нижняя часть) в ней обильно фацетированы. Около 1700 года венецианскому гранильщику Винченцо Перуцци впервые, как утверждают, удалось огранить "тройной работы бриллиант" павильон которого состоял из 32 граней в три ряда (кроме площадки), а кюлаеса из 24 граней (не считая калетты). Если к тому же павильон и кюлаеса находятся в соотношении 1:2, обильный и многообразно преломленный свет извлекает из камня огненное сверкание. От описанной выше бриллиантовой грани, которая целиком выявляет свойства алмаза, ведут начало все современные, чрезвычайно сложные способы гранения, вроде изобретенной в Каире звездчатой грани. Гранаты подвергаются разнообразной шлифовке простого гранения площадки до сложной бриллиантовой огранки и по мере надобности заключаются в оправу. Во-первых, применяют гнездовую оправу, во-вторых, оправу в виде напаянных коготков или шариков. В XIX веке любили сочетание богемских гранатов с мелким жемчугом. Для раннего периода характерны броши и ожерелья из звездо- и рутообразных гранатов в несколько нитей, которые пользовались огромной популярностью. Изготовлялись также медальоны, браслеты, серьги и кольца. В XIX веке преимущественным предпочтением пользовались гарнитуры гранатовых украшений, которые состояли из колье или ожерелья, браслета, броши, серег и кольца. Прекраснейшее украшение из богемских гранатов, которое нам сегодня известно, носила Ульрика фон Леветцов, вызывавшая преклонение седовласого Гете. Гарнитур был изготовлен в 1820 году из 448 гранатов и состоит из ожерелья в пять нитей, серег, броши, двух браслетов и кольца. Он находится в Тршебеницком музее в Богемии. После этого огранка начала свое победное шествие, и можно выделить разные ее виды. Наряду с фацетированным шлифованием таблицы, которое в особенности применяется для камней "чистой воды", и наряду с конически заостренным камнем, известен тонкотаблитчатый бриллиант, у которого верхняя и нижняя вершины почти полностью сошлифованы и который обладает восьмью и, соответственно, шестнадцатью гранями (с притупленными углями). Для толстотаблитчатого бриллианта характерно незначительное удаление нижней половины октаэдра. Отсюда - всего один шаг к ступенчатой огранке ("лесенке"), которая особенно пригодна для цветных камней, поскольку своеобразное расположение граней нижней части увеличивает отражение света и тем повышает общее впечатление.
Имитация драгоценных камней. Уже в древнем Египте, античной Греции и Риме стремились заменять редкие и драгоценные благородные камни легко доступными и более дешевыми суррогатами. Существует несколько возможностей имитации драгоценных камней; одна из них заключается в том, чтобы с помощью определенного рода оправы и обыгрывания камня "второй и третьей воды", преподнести его таким образом, чтобы он казался безупречным по чистоте и дорогим экземпляром. Далее, искусное обыгрывание подлинного камня может придать обыкновенно не свойственную ему окраску и сияние. Например, в старину с помощью отражающей свет фольги увеличивали сияние бесцветных и прозрачных алмазов. Амальгамированный цветной камень также поражает особенно интенсивной игрой цвета. Ренессансный художник и златокузнец Бенвенуто Челлини прославился умением изготовлять превосходную фольгу, которая заметно увеличивала цветовое сверкание драгоценного камня. Ныне этот вид имитации менее употребим, поскольку как раз наиболее дорогие и потому более всего заслуживающие подражания экземпляры оправляются "a jour" т. е. по рундисте, что почти целиком исключает употребление фольги. За несомненную имитацию признается употребление драгоценных камней, которым в силу их цветового сходства с камнями первого класса приходится служить их заменой. С помощью обжига цвет многих камней может быть улучшен, из желто-красных топазов, например, получаются светло-красные; особенно интересен тот факт, что матово-голубой сапфир после обжига становится водянисто-светлым и служит для имитации алмаза. Остается вопросом, можно ли считать имитацией искусственные драгоценные камни, которые кристаллизуются не в слоях земли, а в лабораториях под наблюдением химиков из тех же составных частей, что и их естественные собратья, ибо они той же субстанции и цвета, что и натуральные минералы, и не отличаются от них ни способностью преломлять свет, ни цветовой игрой, ни блеском. Даже наука лишь в редчайших случаях способна распознать в уже ограненном камне: покоился ли он сырцом в земле долгие тысячелетия или недавно вышел из лаборатории.
На протяжении многих столетий человечество мечтало о возможности изготовлять драгоценные камни, и люди снова и снова старались вырвать у природы эту тайну. Лишь минувшее столетие обогатилось новыми, необходимыми для этого познаниями, и как раз французским химикам принадлежит огромная заслуга в разрешении этой проблемы. В наше время кристаллы весьма многих минералов выращивают фабричным способом и используют не только в качестве украшений: они играют важную роль в современной технике. Во все времена стеклянная масса применялась в качестве дешевого заменителя благородных камней. Сорта стекла, которые отличаются способностью повышенного оптического преломления и в огранке дают богатую цветовую игру, могут, во-первых, - окрашенные окислами металлов, - использоваться для имитации цветных драгоценных камней, во-вторых, - в бесцветном состоянии - служить заменителями алмазов в дешевых украшениях. Основой современной имитации благородных камней посредством стекла служат стразы, бесцветная стеклянная масса из зеленого кремния, окиси железа, глинозема, извести и окиси натрия, смесь и сплав которой впервые в 1758 году получил венский златокузнец Иосиф большую высоту павильона и кюлассы и гарантирует максимальное использование сырца.
Украшения из граната. Несколько в стороне от основного русла располагается не менее ценная продукция, которая получила развитие в особых обстоятельствах и во многих отношениях обогатила ювелирное дело Европы. Такого рода продукцией являются украшения из граната, которыми прославилась Богемия в последние три столетия. Письменные источники сообщают, что уже в XVI веке в Богемии планомерно добывались огненные, кроваво-красные гранаты; кроме того, имеются средневековые сведения об использовании темнокрасных гранатов в качестве украшений, Собственно "гранатовая техника" появляется лишь в XVIII веке и получает широкое распространение во второй половине XIX века. При этом металл, главным образом золоченое серебро, образует всего лишь неразличимую конструктивную оправу, а граненые зерна граната целиком покрывают поверхность украшения. Поскольку зерна богемского граната лишь изредка превышают в диаметре 8 мм, а экземпляры свыше 5 мм уже довольно дороги, то в том случае, когда в композиция украшения предусмотрено использование камней большого размера, богемские гранаты дополняются темно-красным альмандином, который импортируется из Индии, или тирольскими гранатами фиолетово-красного цвета, для которых характерны от коричневатого до черного цвета "перья", первого среди всех драгоценных камней: способность преломлять свет, которой в такой мере не обладает никакой иной камень.