УДК 549:291,33
ББК 86.41:26.31
  К.305
 
Загрузка...

Способы украшения (филигрань, скань, зернь, инкрустирование

   Наряду с техниками, которые находят повсеместное применение в обработке металла, вроде гравировки, рельефной чеканки и канфарения, в производстве украшений применяются и иные, характерные как раз для этой отрасли человеческой деятельности. К самым древним техникам этого рода принадлежат филигрань и зернь, которые были известны и с большим совершенством выполнялись еще в доисторическую эпоху на нашей родной земле.

   Филигрань. Под нею подразумеваются искусные изделия из тонкой накерненой (рифленой) проволоки, которая как это было в ранние эпохи, припаивается на металлическую основу, образуя выразительный узор, или, как это стало правилом позднее и сохранилось вплоть до наших дней, превращается в искусно переплетенный жгутик, запаиваемый лишь в местах пересечения. Изделия из филиграни были в определенные периоды чрезвычайно популярны и такие украшения, как серьги, пряжки, застежки, браслеты, броши и другие, пользовались большой популярностью. Особенное предпочтение отдавали филиграни из серебра; золотая филигрань встречается реже. В некоторых странах (в том числе в Украине, где она традиционна) украшения из филиграни еще и по сей день пользуются огромным спросом, хотя качество ручной обработки отличается значительной неравномерностью. Филигрань в виде народного украшения встречается во всех частях света, так что в ней усматривают одну из первоначальных техник, присущих человеческой культуре. В художественных изделиях также часто встречается этот способ украшения. Например, в средние века филигрань неоднократно украшала церковную утварь, даже драгоценные оклады книг.

   Зернь. Напаянные на поверхности аналогичного металла - золото на золоте, серебро на серебре - золотые и серебряные зернышки, образующие различный, часто очень выразительный орнамент, использовали для придания большего эффекта своим изделиям златокузнецы уже давно минувших эпох. Эта техника, которую мы сегодня называем гранулированием, увеличивает игру светотени и придает украшению своеобразную живость.

   Чернь. Также принадлежит к наследию давно минувшего прошлого, однако на протяжении столетий и эта техника снова и снова использовалась искусными златокузнецами. Речь идет о нанесении в гравированные или травленые углубления светлого металлического основания смеси. В качестве основы использовали, как правило, серебро, в качестве добавления - серебро, медь, серу, свинец и т. д., смешанные по определенным рецептам и различающиеся в разные культурные эпохи по составу и цвету. Так, по Плинию, в древности использовали серебро, медь и серу, в то время как в средние века и в эпоху ренессанса добавлялся еще свинец. И сегодня златокузнецы часто держат в секрете свои испытанные рецепты. По названию русского города Тулы, где в XIX веке широко использовали чернь, "тульскими товарами" были названы украшенные ею предметы, имевшие успех в Центральной Европе.

   Инкрустирование. Это искусство Европа переняла из Азии. На предметах и украшениях из неблагородного металла (железо, сталь, бронза), реже из золота и серебра, награвировывали орнамент, вставляли в углубление золотую или серебряную нить, иногда тонкий лист, и молоточком плотно пригоняли украшающий металл к основе. Этот способ уже очень рано применяли в Дамаске, откуда он позднее попал в Византию и нашел употребление также в Италии и Германии. Мавры занесли его в Испанию, где особенно красиво инкрустировались оружие и доспехи. Величайшего совершенства в применении этого искусства достигли японцы и китайцы. В периоды ранней европейской истории встречаются инкрустированные золотом серебряные украшения, равно как и золотые изделия - серебром; кроме того, даже парадные изделия из благородного металла инкрустировались иноцветной проволокой из простого металла.