Engl
 
Загрузка...

Визуальный осмотр камней и минералов без приборов в домашних условиях

   При осмотре ювелирного камня самое главное - произвести правильный визуальный осмотр при правильных условиях. Мы здесь говорим об осмотре камня или изделия в домашних условиях. Соблюдение этих требований позволит Вам максимально корректно оценить камень. Запомните это. Вам понадобится качественный ровный лист белой бумаги максимальной белизны (например, для ксерокса или принтера), без желтизны и оттенка или другой аналогичный снежно-белый матовый материал (например, пластик, но не ткань и не стекло).

   Время осмотра - день при относительно ясном небе или незначительной облачности (затянутое низкими тучами небо и дождь не подходят). Осматривают камень на достаточно освещенном столе или рабочем месте возле окна. Раннее утреннее, вечернее время и искусственное освещение не подходит, так как ряд камней может изменить свой оттенок.

   Место осмотра - комната нейтрального цвета без ярких солнечных пятен и цветных солнечных зайчиков. Осмотр производится при достаточном хорошем естественном рассеянном дневном освещении, но не на солнце и не в густой тени. Соблюдение этих простых условий позволит Вам максимально рассмотреть камень даже дома, что очень важно для неспециалиста. Основной осмотр проводится невооруженнм глазом или в привычных очках, лупа используется незначительное время. Даже если Вы точно уверены в камне (например, в кристалле аметиста или кварца, образце топаза и др.), его все равно рекомендуется очень внимательно осмотреть - у Вас есть шанс открыть для себя много интересного и изучить диагностические признаки знакомого или нового камня.

   Еще лучше иметь дома небольшую коллекцию камней и минералов, в правильном названии которых Вы абсолютно уверены и это дополнительно подтвердил независимый специалист. Абсолютно доступно иметь кристаллы горного хрусталя, аметиста, облагороженного цитрина, недорогие образцы аквамаринов и бериллов, скол топаза, глазковые кварцы, образцы сердоликов, агатов и халцедонов, нефрит и жадеит, лазурит, чароит, малахит, яшму, амазонит, коллекцию популярных гранатов, другие недорогие камни в необработанном виде или в виде образцов-срезов. А также ограненный фианит, синтетический корунд и др. Чем шире Ваша коллекция - тем проще Вам будет диагностировать камни. Сравнение с эталоном - очень важный способ визуальной диагностики. При наличии эталонов Вы осматриваете камень и имеющиеся эталоны на одном листе.

   Камень должен быть очищен и протерт до блеска (для не пористых камней и кристаллов можно использовать жидкость для мытья стекол и салфетки). Жидкостью нельзя протирать опалы и бирюзу. Вы кладете на стол недалеко от окна лист белой бумаги, на бумагу - камень или ювелирное изделие. Садитесь так, чтобы лист бумаги и камень был между Вами и окном. После этого производите визуальный осмотр камня "на просвет", когда сквозь камень проходит естественный дневной свет от окна и камень хорошо освещается, но не трогайте камень, изделие и бумагу руками. Нельзя торопиться. Камень круглой огранки или изделие лежит скорее всего на боку, плоский камень и кабошон лежит на основании. Ограненный камень Вы осматриваете как бы сбоку через площадку на просвет (когда рассеянный свет от окна проходит сквозь камень). Кабошон осматриваете сверху и сбоку.

   В первую очередь Вы оцениваете цвет камня и его оттенок (даже для бесцветных камней), однородность и дефекты цвета, а также качество огранки и шлифовки верхней части камня (короны). При таком способе осмотра хорошо видны дефекты и отсутствие симметрии, некоторые включения и трещины, пузырьки внутри камня, характер распределения окраски камня и его истинный оттенок. Затем Вы аккуратно переворачиваете камень и внимательно осматривате его павильон (нижнюю часть). При этом выявляются невидимые сверху дефекты огранки нижней части камня. Затем Вы опять переворачиваете камень верхней частью и площадкой к себе.

   Если у Вас есть лупа - недолго осматриваете камень дополнительно через площадку при помощи лупы, изучаете возможные внутренние дефекты и видимые под лупой дефекты окраски внутри камня и дефекты огранки ребер и граней. Лупы бывают двух разновидностей. Самый простой вариант - ручная лупа. Недостаток - это довольно большой и тяжелый инструмент, дрожащий в руках непрофессионала. Даже незаметная на глаз дрожь в руках не позволит рассмотреть камень через лупу во всех подробностях. Поэтому используется лупа на подставке, которая ставится на стол на белый лист бумаги, а под нее кладется камень. И лупа, и камень остаются неподвижными и позволяют рассмотреть все детали камня в подробностях. Даже небольшая четырехкратная стационарная лупа, устойчиво стоящая на столе на подставке, намного лучше десятикратной с ручкой, слегка дрожаей в руках начинающего любителя. При покупке лупы (увеличительного стекла) приобретайте ТОЛЬКО стационарную лупу на подставке. Ее некоторая громоздкость не должна Вас смущать - это профессиональный инструмент. Помните, что специалисты (эксперты) должны осматривать камень (особенно драгоценный и алмазы) только через десятикратную лупу, твердо стоящую на подставке !!!

   Никогда не нужно осматривать камень через лупу слишком долго (тем более до усталости глаз), лучше еще раз осмотреть камень невооруженным глазом (или в привычных очках). Никогда не смотрите на камень поочередно то через лупу, то невооруженным глазом по нескольку раз подряд (можете увидеть то, чего в камне нет, или спровоцируете у себя панику). Если лупы нет - производится повторный осмотр невооруженным глазом в течение произвольного времени (без ограничений). Вы изучаете характер поверхности, полировки фасетов, характер углов и ребер, есть ли на них скругления, наличие блеска поверхности, игру света в камне, наличие радужных пузырьков, канальцев и радужных плоскостей, чешуек и т.п.

   Непрозрачные и просвечивающие камни осматриваются точно так-же на листе белой бумаги. Это позволит отличить, например, совершенно непрозрачный лазурит от просвечивающего в кристаллах содалита и т.п. Такой осмотр позволит качественно осмотреть структуру непрозрачных и просвечивающих камней, особенности и наличие включений, характер поверхности камня, его цвет.

   Если камень подозревается на плеохроизм (способность изменять цвет в зависимости от освещения или направления кристалла), камень осматривается двумя способами. Вначале камень, лежащий на белом листе бумаги, Вы осматриваете через площадку при естественном дневном освещении (при указанных выше условиях), запоминаете его цвет. Затем Вы вносите камень на том-же самом листе белой бумаги в помещение, в котором имеется только искусственное освещение (например, коридор и т.п.) и осматриваете цвет камня через площадку только при свете ламп накаливания и сравниваете цвет. Затем Вы опять возвращаетесь в помещение к окну и снова осматриваете камень через площадку при естественном дневном освещении без ламп. Затем Вы можете зайти в помещение, в котором есть только лампы дневного света, и сравнить цвет камня по этой-же схеме. Камень лежит на бумаге или в плоской коробочке с идеально белым дном (например, в белой пластиковой коробочке, в спичечном коробке на листике белой бумаги, покрывающим дно и края) и руками не трогается !! Для этого осмотра также не подходит ткань и коробочки для ювелирных изделий.

   Если у Вас есть ультрафиолетовый фонарь, в конце визуального осмотра Вы должны еще раз внимательно осмотреть камень через площадку при дневном освещении на листе бумаги, затем входите в абсолютно темное помещение, освещаете лежащий на белой бумаге камень ультрафиолетовым фонарем через площадку (недолго !!) и оцениваете явление люминесценции. Возвращаетесь в освещенное дневным светом помещение и осматриваете камень при дневном свете еще раз.

   После такого напряженного осмотра глаза должны отдохнуть перед дальнейшим осмотром. Некоторые кристаллы имеют свойство менять цвет в зависимости от направления кристалла (например, александрит, улексит и некоторые другие). Исследование этого явления обычно проводится в лаборатории, но при небольшом навыке и тренировке явление плеохроизма можно изучать и дома. Главное условие - ясное дневное небо и малое количество облаков, равномерное естественное освещение через окно и отсутствие солнечных зайчиков и бликов в комнате (свет, рассеянный в ясный день от неба и легких облаков, уже достаточно поляризован).

   Камень кладется на неподвижный стол на белый лист бумаги площадкой к себе, чтобы свет на камень падал от окна. Камни поворачиваются площадкой от окна и просматриваются на просвет, затем площадкой к окну и изучается отраженный от камня свет. Рассеянный свет от окна должен проходить сквозь камень. Осмотр производится через площадку или самую лучшую прозрачную сторону необработанного камня. Вы осматриваете камень, а затем начинаете двигать головой вправо-влево и вверх-вниз, продолжая смотреть внутрь камня через площадку. На камень не должна падать тень. Если в камне возникнут изменения цвета или цветовые искры - камень обладает плеохроизмом. Например, природный зеленоватый александрит начнет вспыхивать внутри малиновыми и красными искрами при изменении угла обзора камня. Некоторые камни могут изменить густоту цвета и сам цвет, стать темнее или даже заметно обесцветиться под другим углом. Помните, что глаз человека - очень надежный и чуткий инструмент, и наиболее важным является навык и умение им грамотно пользоваться.

   Камень при осмотре должен оставаться неподвижным на листе бумаги, освещение должно быть неизменным. Вращать камень руками или на листе бумаги не нужно (лучше самому осмотреть камень под разными углами через площадку с разных сторон). Если Вы без определенной практики и навыка осмотра камней возьмете камень в руки и будете его вращать, он начнет дрожать, и Вы не сможете качественно и надежно оценить это явление в ряде камней (особенно если плеохроизм проявляется слабо). Только у малого числа камней плеохроизм виден при вращении в руках. После наблюдения неподвижного камня нужно его взять и повращать в руках (при этом способе заметить плеохроизм тяжелее всего, так как руки могут дрожать). При определенных навыках Вы научитесь плавно вращать лежащий камень на листе бумаги или в коробочке, а также поворачивать сам камень пинцетом, но начинать нужно с осмотра неподвижного камня.

   А вот чтобы качественно изучить явление иризации или опалесценции (лунный камень, беломорит, селенит, амазонит, лабрадор, опал и др.), а также явление астеризма (рубин, сапфир со звездой) или глазков (кошачий, тигровый, соколиный глаз), камень обязательно нужно взять в руки и вращать - вначале на рассеянном свету, затем на ярком солнце или под лампами. У астериксов по поверхности при вращении бежит звезда, у каменных и стеклянных глазков - широкая светлая полоса. У некоторых камней могут наблюдаться высверки света внутри камня или на его поверхности при его вращении. Спектр камней, обладающих такими интересными свойствами, достаточно узок и ограничен.

   Камень очень густого цвета (темно-синий сапфир, черный морион и т.п.) или просвечивающий в тонком слое камень (рубин со звездой, нефрит, амазонит, эвдиалит, кристаллы со сплошными трещинами, мутные камни и др.) нужно осматривать на листе белой бумаги (по схеме) и вращать камень в руках на ярком солнечном свету и на фоне чистого неба на просвет для выявления однородности окраски и характера распределения цвета, степени прозрачности, так как это сложно выявить на рассеянном свету. Осмотр на ярком дневном солнечном свету позволит определить, обладает ли камень прозрачностью и свойством просвечивать или он абсолютно непрозрачен, характер и наличие трещин, включений и причины замутнения. Осмотр на ярком солнце и ярком свету - важный диагностический момент для очень темных, мутных, просвечивающих или непрозрачных камней. Не менее полезно дополнительно изучить камень на просвет на источник искусственного света в темном помещении (лампу накаливания и лампу дневного света). Камень размещается между глазом и источником света площадкой к себе и просматривается через площадку на просвет на источник света. Аналогично осматриваются срезы камней.

   Дополнительный осмотр при помощи лупы производится на листе белой бумаги. Идеально прозрачные светлые камни на ярком свету показывают в основном степень игры света и качество полировки граней, их основное изучение производится на рассеянном свету.

   Алмазы и некоторые другие камни обладают таким высоким преломлением, что при правильной огранке свет не ускользает через низ камня, а возвращается назад в виде сильной игры света. При просмотре камня на свет (солнце, лампу) через площадку на месте калетты будет наблюдаться яркая световая точка. При попытке увидеть сквозь площадку ограненного камня мелкий текст, находящийся под камнем, Вы ничего не сможете разглядеть из-за блеска. Это показатель высокого преломления, качества огранки и полировки камня. В то время как у другой группы камней максимально ценится цвет и его качество (изумруды, рубины, сапфиры, александриты и др.), блеск и игра света у таких камней более низкие.

   Некоторые камни (исландский шпат и др.) имеют свойство двупреломления - способность раздваивать изображение. Для выявления этого камень кладут на четкий мелкий текст, напечатанный черным цветом на белой бумаге. Если при просмотре через камень на свету текст раздвоился или границы букв стали нечеткими - камень обладает свойством двупреломления. Наилучшим является поляризованный свет от яркого солнечного дневного неба и легких облаков, но не на ярком солнце и не в густой тени. Специалистам рекомендуют осматривать через площадку внутренние грани камня для поиска их оптического раздвоения.

   Следует помнить, что камни в огранке намного сложнее отличить друг от друга визуально, чем необработанные кристаллы и ювелирное сырье. Визуально легко можно спутать друг с другом ограненные желтый топаз и цитрин, бесцветные кварц и топаз, красную шпинель и рубин, красный гранат пироп и рубин, изумруд и хромдиопсид и др. Максимально сложно определять мелкие ограненные камни. Часто характерная форма сырья позволяет его однозначно идентифицировать (були и кристаллы синтетического корунда и фианита, форма бериллов, цитринов, шпинели, опалы в породе и др.). Форма необработанного кристалла без сколов и сильных дефектов во многих случаях позволяет однозначно идентифицировать камень (например, характерную форму имеют бериллы, кварцы, шпинели, гранаты, гелиодоры и др.), в то время как огранка часто обезличивает камни (особенно редкие и малораспространенные).

   После осмотра камень можно изучить на твердость. Рундистом (боковой поверхностью камня) Вы царапаете камнем обычное оконное стекло, твердость которого составляет 5-5,5. Все камни с твердостью 7 и выше оставят на стекле след - царапину (это кристаллический кварц, топаз, бериллы, хризоберилл, алмаз, качественные фианиты, корунды и др. твердые камни и минералы). А царапаньем грани кристалла горного хрусталя (твердость 7) Вы исключите так называемые "камни-обманщики" (стразы, фианиты, апатиты, стекло, диопсиды и другие камни твердостью 6 единиц и меньше).

   Иногда увидеть некоторые особенности камня можно, опустив его в прозрачный стеклянный стакан с чистой водой. Такие опыты можно проводить с нерастворимыми кристаллами и крайне не рекомендуется с некоторыми другими камнями (опалы, бирюза и пр.). Некоторые камни становятся в воде невидимыми и очень прозрачными. Некоторые растворяются. На некоторых камнях можно увидеть метод, которым производилось облагораживание. Это достаточно ненадежный, хотя иногда полезный способ диагностики камня.

   Ювелиры, которые вставляют камни в украшения или гранят их, осматривают камни совершенно иначе, так как их основная задача - правильная и надежная закрепка уже готового камня в ювелирном изделии. Для этого ювелиры крутят камень в руках (или при помощи пинцета), внимательно осматривают его со всех сторон и особенно со стороны плоскости рундиста, изучают камень под лампой с лупой с целью выявления возможных дефектов огранки и необходимости их скрыть при закрепке. Специалисты по огранке камней осматривают камень в первую очередь с точки зрения его твердости, цвета, дефектов, типа огранки и практической возможности данного процесса. Ювелиры надежно различают только наиболее распространенные виды камней (алмазы, топазы, рубины, сапфиры, изумруды и пр.). Определение очень качественной синтетики или редкого драгоценного и иного камня не входит в компетенцию ювелиров - для этого существуют специалисты-геммологи, специальные геологические и геммологические лаборатории и центры.

   Если у Вас есть компьютер и планшетный сканер. Протрите стекло на сканере и камень стеклоочистителем, держите камень только за ободок. Положите камень на сканер площадкой (плоской стороной) вниз. Включите предварительный просмотр и выделить камень и область вокруг него мышью. Установите самое большое разрешение сканера, чтобы лампа двигалась как можно медленнее, и запустите сканер на сканирование с ОТКРЫТОЙ КРЫШКОЙ. Смотрите на сканер и сам камень на сканере сбоку, а не на экран монитора. Лампа начнет двигаться и освещать камень снизу и сбоку, и если в камне есть сложноуловимые глазом дефекты, Вы их легко увидете. Например, очень легкую вуаль, зоны нарушения прозрачности, тончайшие игольчатые включения и др. Это скрытые дефекты, которые Вам сложно увидеть невооруженным глазом или даже с лупой на просвет. Повторите процедуру, повернув камень, с разных сторон. Главное, чтобы на камне и на сканере не было отпечатков пальцев и пыли. Подобным образом осматривают камни на производстве с целью выбраковки драгоценных камней с трудноуловимыми глазом внутренними дефектами, которые можно увидеть глазом только так. Можно положить камень на стекло возле лампы и осмотреть. Если нет сканера, можно использовать стекло и нижний частично прикрытый (чтобы свет не ослеплял Вас) источник галогенового света.