ВНИМАНИЕ! РАДИАЦИЯ И РЕНТГЕН
ОПАСНЫЕ МЕТОДЫ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ КАМНЕЙ
- Скачать видео - дыры в земле, опасные места, 2 научных видео, 63,8 Мб, скачать rar-архивом
- Скачать видео - технические взрывы на кимберлитах, 4 научных видео, 257 Мб, скачать rar-архивом
- Скачать видео - "Белазы" и техника на кимберлитах, 8 научных видео, 409 Мб, скачать rar-архивом
- Скачать видео - кимберлиты "ИнГОК", "Удачная" и др., 17 научных видео, 552 Мб, скачать rar-архивом
- Скачать видео - кимберлит "Фемистон Опен" Австралия, 9 научных видео, 451 Мб, скачать rar-архивом
- Скачать видео очевидцев ядерных и мощных взрывов, объем 3,50 Гб, rar-архив
Теория ударных волн и сверхмощных взрывов в литосфере и атмосфере Земли, к монографии 2009 г. - Скачать видео ЧАЭС очевидцев взрыва, объем 1,53 Гб, rar-архив, ядерный взрыв и авария 1986 г.
- Скачать фото ЧАЭС очевидцев взрыва и аварии 1986 г., объем 16,5 Мб, rar-архив
Радиоактивный метод облагораживания (путем облучения потоками элементарных частиц высоких энергий с помощью атомных реакторов, работающих на уране или плутонии) - это обычно скрытый от потребителя, но самый опасный для здоровья человека метод улучшения качеств любых камней. В лучшем случае потребителю вскользь скажут, что минерал облучили. При полной безграмотности населения потребитель просто не обратит на это внимания. А знакомого многим значка радиации рядом не будет. Даже предлагая на обмен или на продажу ядовитые камни (например, конихальцит или киноварь), будущих владельцев не предупреждают об опасности отравления, а что уж говорить о радиации, которая невидима, неслышима и не чувствуется ...
Вы можете носить на себе небольшой камень, если уровень его излучения не превышает 22-24 миллирентген / час. До 25-28 миллирентген / час образец можно смело хранить на полке в комнате, где нет маленьких детей и пожилых людей. Критическим является порог в 30 миллирентген / час. В Харькове естественный фон излучения составляет 16-17 миллирентген / час, а нормой является фон до 21-23 миллирентген / час. Вот, пожалуй, и все.
Поражает буквально наплевательское отношение продавцов камней к такому опасному методу облагораживания, как радиоактивное и иное облучение и бомбардирование элементарными частицами минералов. Покупателям с полной уверенностью заявляют, будто бы любые облученные в атомном реакторе образцы максимум через пол-года становятся совершенно безобидными и неопасными, якобы радиация остается только на поверхности камня и ее легко можно смыть простой водой. Наличие ядерных реакций в самом камне огульно отрицается. При этом продавцы не знают ничего о проникающей способности и классификации того или иного излучения, не имеют специального образования, путаются в научной терминологии и абсолютно не ориентируются в элементарных понятиях современной ядерной физики и моделирования физических процессов (статистического и иного).
Радиоактивному облучению могут подвергаться агаты, сердолики, топазы, алмазы, турмалины, группа бериллов и другие ценные и дорогие минералы. Признаком произведенного облучения может служить необычный, слишком яркий или нехарактерный цвет минерала, необычный ярко выраженный рисунок, но не всегда.
В случае облучения радиоактивность облученных образцов может быть более высокой, чем у естественного природного фона. Отсюда могли возникнуть современные байки о слабой радиоактивности агата или сердолика, который на самом деле в природе не имеет повышенного уровня излучения и совершенно безобиден, но после облучения в реакторе приобрел эти необычные для себя качества. Мы не рассматриваем агаты и сердолики и другие камни, найденные в местах с резко повышенным естественным фоном излучения - они все будут радиоактивными и опасными. Именно поэтому некоторые сомнительные эксперты советуют лечиться агатами и сердоликами как якобы слабыми источниками радиации. Остановимся только на искусственно облученных камнях.
В большинстве случаев сам процесс облучения происходит полностью бесконтрольно в атомных реакторах третьих стран. Облагораживание производится с использованием технологических отверстий и входов, конструктивно для этого не предназначенных. При этом никто не контролирует, остаются ли радиоактивные элементы или нестабильные элементарные частицы на минерале, в каком количестве они были захвачены и находятся внутри или на поверхности облученных минеральных образцов. Никто не проверяет степени защиты минералов при таком облагораживании, не проводит анализ спектра излучения реактора, взаимодействие излучения с имеющимися в образце химическими элементами (особенно тяжелыми и редкоземельными элементами), не анализирует возможные ядерные реакции внутри образца в процессе его облучения, стабильность различных химических элементов после их облучения.
Мысль о том, что радиационное излучение в малых дозах может обладать стимулирующими или целительными эффектами, кажется странной, но такое явление давно научно доказано. Радиация всегда ассоциируется с опасностью, повреждениями и заболеваниями. Она действительно вызывает множество негативных эффектов, но это происходит, только когда речь идет о больших дозах радиации, которые и вправду ничего, кроме вреда, не приносят. В наших легких ежедневно распадаются примерно 30 тысяч попавших вместе с воздухом радиоактивных атомов радона, полония, висмута и свинца (в городе и у курильщиков эта цифра намного выше). С каждым приемом пищи в кишечник человека попадает примерно 7 тысяч атомов урана. В малых дозах радиация необходима. Пониженный радиационный фон не менее опасен для человека, чем повышенный. Но описываемые методы бесконтрольного облагораживания резко повышают радиационное излучение образцов, дестабилизируют их атомы и поэтому чрезвычайно опасны.
Большинство не знает, что некоторые элементы, например, нерадиоактивные и совершенно безопасные изотопы урана (в природе их находится 90%) после бомбардировки элементарными частицами высоких энергий в атомном реакторе могут перейти в радиоактивные и опасные изотопы урана (встречается 10% в природе, их выделяют при обогащении, используют в ядерных реакторах или боеголовках ядерного оружия), атомы урана в минерале также могут захватить более тяжелые элементарные частицы и быть преобразованы в очень опасный радиоактивный плутоний и т.п. типичные ядерные реакции. Все химические элементы, которые следуют в периодической таблице Менделеева после урана и плутония, имеют выраженную нестабильность (а значит и радиоактивность). После облучения в ядерном реакторе их поведение и реакции распада невозможно научно предсказать даже статистически. Достоверно известно только то, что нестабильность элементов резко повышается и заметно возрастает уровень их природного радиационного излучения.
Самым обидным является то, что полученная искусственным облучением окраска драгоценных камней часто оказывается нестабильной. Облученный голубой топаз импортного происхождения заметно бледнеет прямо на витрине ювелирного магазина в течение полугода. Облученные аквамарины и другие камни стремительно теряют свой глубокий цвет на солнечном свету. Но скрытая опасность внутри камня продолжает оставаться и работает против владельца, как мина замедленного действия.
Необлагороженное сырье может не стоить ни цента и ни копейки. Облагороженное сырье уже можно продать за деньги. Для бедных третьих и развивающихся стран вопрос денег очень актуален. На фото слева представлен предположительно облученный образец агата из Южной Америки (об отсутствии сплошного прокрашивания говорят неокрашенные трещины и непрокрашенные прозрачные зоны, об отсутствии нагревания говорит неравномерность желтой и красной окраски). Особенность облучения состоит в выявлении скрытых элементов структуры. Рентгеновское облучение и бомбардировка элементарными частицами некоторых минералов делает их окраску более глубокой и интенсивной, окрашиваться могут даже бесцветные камни. Погоня за незаконными прибылями слишком часто влечет нарушения технологии облучения минералов. Кроме того, во многих третьих странах нет четких стандартов на технологии облучения камней или жесткого государственного контроля за их использованием (Украина и ряд стран СНГ к ним не относятся благодаря грамотной работе спецслужб).
К сожалению, продавцы не указывают этот опасный метод облагораживания в этикетках и сопроводительных сертификатах драгоценных и ценных камней. При покупке больших партий импортного облагороженного товара имеет смысл провести и оплатить проверку образцов на радиоактивность в институте метрологии.
Полудрагоценные камни сохраняют окраснку более стабильно и не теряют ее годами. Например, бесконтрольно облученный в ядерном реакторе и именно поэтому радиоактивный сердолик или агат (пусть очень красивый, с яркими цветами, с оригинальным и выраженным рисунком), носимый в качестве кулона, может спровоцировать у женщины средних лет рак груди или кожи, злокачественное перерождение безобидных родинок и родимых пятен в саркому. Простой агат и даже прокрашенный красителями агат совершенно безопасен, если он не подвергался радиоактивному или рентгеновскому облучению.
К плачевным результатам в виде заболеваний раком может привести ношение на груди (и не только) радиоактивного куска базальта или гранита, а также любого минерального образца, добытого возле ураносодержащих (а значит радиоактивных) пород и пластов или пород с повышенным фоном радиоактивного излучения, на урановых рудниках и в отвалах радиоактивных пород, а также в местах захоронения радиоактивных отходов.
Частенько радиоактивные куски попадаются в щебенке и бутовых камнях из свежедобытого в карьерах обыкновенного и привычного нам гранита и базальта (на улице и на железнодорожных насыпях такие образцы будут достаточно безопасны, но при нахождении их во дворе, внутри дома или его стен могут спровоцировать лучевую болезнь). Поэтому проверка сомнительных минеральных образцов в институте метрологии лишней не будет никогда. С другой стороны, если гранит находится на улице и рядом с ним в основном идут и проходят мимо, его слабая радиоактивность будет даже полезной.
Некоторые породы состоят всего лишь из одного минерала, но в состав большинства из них входит два или более минералов. Гранит, к примеру, состоит из кварца (белые пожилки), слюды (черные включения) и полевого шпата (розовые и серые включения, возможно слегка ирризирующие). Если вы посмотрите на кусочек горной породы через лупу, то сможете разглядеть минералы, из которых она состоит. Вулканические породы образуются, когда магма, возникшая в недрах Земли, охлаждается и затвердевает. Если это происходит под землей, породы называются интрузивными вулканическими породами (гранит). Если же магма извергается из жерла вулканов и застывает на поверхности, то получившиеся при этом породы называются экструзивными вулканическими породами (базальт, обсидиан). Поскольку в ядре планеты и жидкой магме продолжаются реакции ядерного распада, то достаточно молодые вулканические породы могут быть несколько радиоактивными.
Редкоземельные и тяжелые элементы в малых количествах есть в таких поделочных минералах сложного состава, как эвдиалит, чароит, некоторых уральских поделочных самоцветах и др. Минерал целестин (кристаллы нежно-голубого цвета) является солью (сульфатом) стронция. Радиоактивными в любом случае являются соли стронция и других тяжелых и редкоземельных металлов. Радиоактивный стронций имеет период полураспада около 1500 лет. Свинец способен поглотить огромное количество элементарных частиц высоких энергий и вредного излучения, но сам после этого становится опасным. Следует иметь в виду, что такие естественно радиоактивные или искусственно облученные породы и минеральные образцы могут быть достаточно красивыми и редкими.
Не стоит носить и хранить где-либо радиоактивные породы, минералы и материалы, незаконно вынесенные из 30-километровой зоны вокруг ЧАЭС (Украина), так как они опасны для здоровья. Даже их простое хранение в комнате может повлечь серьезные заболевания. В Чернобыле взорвался ядерный реактор. Помните, что радиация невидима, неслышима и не имеет запаха.
Способ, при котором образцы подвергаются рентгеновскому облучению на сертифицированных установках (например, предназначенных для таможенного досмотра вещей или медицинские рентгеновские установки), является менее опасным и намного более доступным, чем использование атомных реакторов. Рентгеновское излучение таких аппаратов хорошо изучено и намного менее опасно излучения ядерных реакторов. Но бесконтрольное использование рентгеновского облучения также может оказать вред здоровью человека, приобретшего облагороженные рентгеном образцы, так как рентгеновское излучение может спровоцировать усиленные по сравнению с естественным фоном реакции ядерного распада в минерале.
К сожалению, этот процесс облагораживания минералов также полностью бесконтрольный. Он может быть выполнен в Украине и СНГ. Поэтому не покупайте очень темные и насыщенного цвета синие топазы, слишком темные фиолетовые аметисты и т.п. Если аметистовые друзы (сростки кристаллов) окрашены в фиолетовый цвет вплоть до основания, а их верхушки почти черные (такие образцы поступают в продажу), это говорит о том, что их кустарно подвергли облучению. Разумное облучение восстанавливает сиреневый цвет у аметистов, которые на свету стали серыми или бурыми. Чаще всего основания необлагороженных кристаллов аметиста бесцветны (горный хрусталь) или молочно-белые (непрозрачный халцедон), цвет проявляется на середине кристалла или ближе к его верхушке, на которой окраска самая интенсивная.
Самым безобидным (и самым нестойким) видом облагораживания камней, который можно выполнить даже в домашних условиях, является облучение ультрафиолетом под специальными ультрафиолетовыми лампами. Никаких ядерных реакций при этом процессе не происходит, так как ультрафиолетовое излучение само по себе не может их спровоцировать (даже самое мощное, оно является только ионизирующим). Даже у бесцветных или слабоокрашенных образцов может проявиться неожиданный цвет (например, синтетический бесцветный сапфир приобретет винный оттенок, не встречающийся в природе, и станет похожим на дорогой топаз). С этим методом облагораживания можно довольно смело экспериментировать, не забыв защитить глаза от ультрафиолета специальными очками.
Кстати, посетителям соляриев и любителям искусственного загара под ультрафиолетовыми лампами не лишним будет напомнить, что при этих процедурах нужно снять с себя все украшения, особенно с драгоценными камнями, аметистами, раухкварцами, топазами и сапфирами, так как их цвет может измениться даже при кратковременном сильном или длительном слабом облучении ультрафиолетом.
Авторский материал владельцев сайта (Юлия Кафтанова).
При использовании ссылка строго обязательна.
ЦЕЛЕСТИН
Довольно мягкий минерал (твердость 3-3,5 единицы), который теперь называют целестином, был впервые обнаружен на Сицилии в 1781 г. Свое современное наименование этот сульфат стронция (SrSO4) получил в 1798 г. благодаря инициативе немецкого минералога А. Вернера. Он использовал древнегреческое слово caelestial (небесный) для того чтобы подчеркнуть нежный голубой цвет кристаллов описанного им минерала. В составе целестина порой можно обнаружить следы кальция и бария. Именно благодаря этим веществам кристаллы целестина флуоресцируют в ультрафиолетовом свете. Кристаллы целестина имеют гидротермальное происхождение, их находят среди гранитов и пегматитов, сформировавшихся при очень высоких температурах. Используются как руда стронция. Однозначно минерал нельзя растворять в воде или облучать чем бы то ни было, так как это может иметь очень опасные последствия.
Впрочем, порой кристаллы целестина образуются в результате высыхания небольших водоемов с соленой водой. Происходит это потому, что целестин растворим в воде. По некоторым источникам, скелеты таких морских одноклеточных организмов, как радиолярии, состоят из сульфата стронция. Растворяться в воде таким ажурным скелетикам мешает тонкая белковая пленка, исчезающая после гибели клетки-создателя.
ОПАСНЫЕ БЕРИЛЛЫ
Это не единственный камень такого рода с естественным повышенным уровнем радиационного излучения. Например, разновидности бериллов желтого и золотисто-зеленого цвета, называемые гелиодорами, окрашены так, потому что содержат уран. А разновидность розового и малинового берилла под названием морганит (воробьевит) содержит атомы цезия. Эти минералы однозначно не стоит ничем дополнительно облучать (ни рентгеновским излучением, ни особенно в ядерном реакторе), и вообще, имеет смысл воздержаться от приобретения и ношения камней особо крупного размера невзирая на их ювелирную ценность, редкость и красоту.