Коллекционный материал и обзор коллекционных образцов минералов

   Постоянный и глубокий интерес к красивому природному камню является стимулом поисков и добычи этих уникальных образований природы. Особенно наглядно это прослеживается на примере коллекционного материала, составляющего особую самостоятельную группу камнесамоцветного сырья.


Астрофиллит. Кольский полуостров.

   Коллекционный материал представляет собой отдельные кристаллы минералов, их сростки, друзы, щетки, жеоды, декоративные горные породы. Различное строение минералов (волокнистое, радиально-лучистое, игольчатое, натечное, почковидное и др.), а также разнообразие включений в минералах, цвет и оттенки минералов и горных пород делают неповторимым каждый коллекционный образец.

   Кроме эстетической ценности, коллекции интересны и с научной точки зрения, так как они могут рассматриваться как материал для научных исследований (минералогических, кристаллографических и др.), а также служить учебным пособием для студентов вузов и техникумов, изучающих геологию.

   Первые сведения об отечественном коллекционировании связаны с периодом преобразующей деятельности Петра I - строительством каменной столицы на Неве, открытием месторождений руд и самоцветов на Урале и в Сибири, созданием Кунсткамеры, в которую им была передана небольшая личная коллекция изделий из камня. В дальнейшем возникли дворцовые музеи, где находились и коллекции минералов. Коллекционирование минералов, как и минералогические знания были в моде.

   Одними из первых минералогических коллекций, как писал А. Е. Ферсман, были "горки" уральских минералов XVIII в., вызывавшие интерес к малоизвестному богатому краю, находящемуся на границе Европы и Азии. Крупная коллекция, систематизированная академиком П. С. Палласом, размещалась в Эрмитаже. Складывалась отечественная минералогическая школа; в 1817 г. было образовано Минералогическое общество.

   Развитие промышленности и торговли стимулировало стремление к собирательству коллекций самоцветов, которое распространилось на средние сословия и интеллигенцию. Многие коллекционные образцы были найдены попутно при добыче различных полезных ископаемых.

   В начале XIX в. научные коллекции стали собирать университеты, институты, музеи, а также отдельные любители камня. На рубеже века сбором коллекций занималось Уральское общество любителей естествознания, Московское товарищество "Природа и школа" и др. Кустарная добыча коллекционного материала и его обработка до 1914 г. производились только на Урале. Система сбора материала на разрабатывавшихся в то время месторождениях (копях) позволила обеспечить отечественные, а также зарубежные музеи уникальными экземплярами минералов и кристаллов, содействовала их научному изучению и даже в настоящее время вызывает восхищение.

   Определенное значение имела здесь малопроизводительная технология, основанная главным образом на ручном труде и ограниченном использовании взрывчатых веществ, что способствовало сохранению коллекционного материала.

   Состояние коллекционирования достаточно полно осветил в конце XIX века известный уральский писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк. "Для минералогической коллекции идет всякий камень и часто отдельные штуфы, негодные для огранки или вообще поделки, оцениваются сотнями и тысячами рублей. Истинный любитель-коллекционер не пожалеет ничего, чтобы не упустить какого-нибудь уникума. Соперниками коллекционеров-минералогов являются коллекции, составляемые для различных учебных заведений. Таким образом, никакой камень не пропадает; если самоцвет не годится для огранки, он поступает в коллекции как штуф, туда же идут обрезки и обломки от поделочных камней, как орлец, ляпис-лазурь и яшмы..." Во многом приведенное высказывание сохранило свое значение и до настоящего времени.

   Все виды минералов и горных пород могут служить коллекционным материалом, но декоративностью отличаются немногие из них. Основной декоративный коллекционный материал с некоторой условностью можно подразделить на четыре группы: 1) отдельные кристаллы; 2) друзы, кристаллические и скрытокристаллические агрегаты; 3) минералы в породе; 4) высокодекоративные горные породы.


Зал музея Ленинградского горного института, созданного в 1773 г. (фото конце XX века).


Самая большая в мире глыба малахита массой в 1504 кг. Музей Ленинградского горного института (фото конце XX века).

   К коллекционному материалу, представленному отдельными кристаллами, относятся: аметист (Урал, Украина, Чукотка, Забайкалье), рубин и альмандин (Урал, Балтийский щит), апатит (Прибайкалье, Приполярный Урал), берилл, топаз (Украина, Урал), изумрудная зелень (Урал, Казахстан), кварц - горный хрусталь, дымчатый кварц, цитрин, морион (Урал, Украина), вольфрамит (Чукотка, Казахстан), данбурит (Приморье), хризолит, хромдиопсид, гроссуляр, исландский шпат (Сибирь), касситерит (Казахстан, Приморье, Чукотка), кварц-волосатик (Приполярный и Средний Урал, Памир), пирит и гематит-кровавик (Казахстан), сера и мраморный оникс (Средняя Азия), турмалин-рубеллит (Средний Урал, Забайкалье, Памир, слюда (Кольский полуостров, Прибайкалье), диоптаз и флюорит (Казахстан), скаполит (Памир). Это относится и к самоцветам-агрегатам. Так, показаны сростки пирита, цеолита, азурита и серы самородной с Урала и Средней Азии.


На фото слева справа. Турмалин рубеллит (Урал) и скаполит (Памир). Кристаллы и друзы горного хрусталя.


На фото слева справа. Пирит (Урал), медово-желтые цеолиты (Северный Казахстан), азурит и выветрелые светло-желтые почки малахита (Средний Урал), кристаллы целестина в жеоде (Туркмения).

   Друзы, кристаллические и скрытокристаллические агрегаты отличаются индивидуальной красотой и неповторимостью. Особенно красивы друзы прозрачного горного хрусталя, а иногда и аметиста хрусталеносных жил Урала и альпийских жил Кавказа, арагонита Средней Азии, крокоита Среднего Урала, демантоида Чукотки, адуляра Приполярного Урала, пирита и гематита-кровавика Казахстана, целестина и антимонита Средней Азии, амазонита Кольского полуострова и Южного Урала, сфалерита, галенита и кальцита Приморья.

   У любителей камня большим спросом пользуются различные по расцветке и рисунку агаты Тимана, Кавказа, Крыма, Урала, Восточной Сибири, Забайкалья, Казахстана, а также халцедоны, окаменелое дерево Приморья и Кавказа, астрофиллит и эвдиалит Кольского полуострова и др.


На фото слева справа. Кальцит, сфалерит (Приморье), марказит (КМА). Крокоит, Средний Урал.

   В настоящее время широкую популярность у коллекционеров приобретают мелкие, блестящие, яркоокрашенные кристаллы на плоскостях горных пород, образованные обычно по трещинам отдельности или в зонах дробления, - щетки. Размер сросшихся основаниями кристаллов - от долей миллиметров до 2 см. Наиболее качественные щетки формируются в полости трещин, в глинистом материале. Мелкие, ровные по величине кристаллов щетки применяются в виде вставок в ювелирные украшения и в художественных камнерезных изделиях. Особенно красивы темно-фиолетовые аметистовые щетки с юга Кольского полуострова, яркого травяно-зеленого хромсодержащего граната-уваровита из хромитовых месторождений Урала, и ярко-зеленого демантоида с Камчатки.

   К скрытокристаллическим образованиям, являющимся украшением любой коллекции, кроме агатов, относятся малахит, родонит, нефрит, жадеит, хризопраз, оникс, янтарь и др.

   Минералы в породе могут быть чрезвычайно интересными в декоративном и коллекционном отношении. Оригинальны музейные образцы якутских алмазов в кимберлите, рубинов и шпинели в метаморфических породах Урала и др., хризолита в базальтах Сибири, турмалина в кварце с Урала и Забайкалья, прожилков хризопраза в силифицированных серпентинитах, бирюзы в окремненных породах Средней Азии, изумрудной зелени в слюдитах Урала и т. д.


На фото слева справа. Сфалерит, галенит и кальцит (Приморье), хризоколла, пирит с кварцем, арагонит (Средняя Азия), вивианит-керчинит (на переднем плане). Изумруд в слюдите, Урал.

   Высокодекоративные горные породы с яркой расцветкой и оригинальным рисунком сравнительно редки. Как правило, среди большого массива однотипных пород декоративными являются только их участки или полосы, образование которых было обусловлено специфическими условиями кристаллизации или изменения интрузивных пород, седиментации и метаморфизма - осадочных пород. К рассматриваемой группе относятся удивительная по красоте сиреневая порода - чароит из Восточной Сибири (р. Чара), зеленовато-коричневый, часто полосчатый датолит-волластонитовый скарн Приморья (Тетюхинское), лабрадорит Украины, яшма Южного Урала, роговики и листвиниты Урала, мариуполит Приазовья, обсидиан Кавказа, Приморья, Казахстана, амазонитовый гранит Казахстана, мраморы Забайкалья и Средней Азии и др.

   Коллекционный материал встречается как в комплексных месторождениях металлических и неметаллических полезных ископаемых различных генетических групп, так и в самостоятельных месторождениях. К первым, например, относится полиметаллическое месторождение в Приморье (Тетюхинское), где попутно добывают уникальные редкие декоративные образцы, сростки, друзы галенита, сфалерита, горного хрусталя, кальцита (белого и розового) и др. Пегматитовые месторождения Украины, Казахстана и др. содержат широкий комплекс кварцевого и камнесамоцветного сырья, в том числе коллекционного: топаз, берилл, аквамарин, турмалин, полевой шпат, мусковит и др. Мономинеральными месторождениями, в том числе коллекционного сырья, являются хрусталеносные, окаменелого дерева, янтаря, крокоита, пещерного мраморного оникса, хризопраза, агата и др.

   Кристаллы, содержащие ювелирное сырье, часто оцениваются значительно дороже того материала, который мог быть получен из них при огранке. Это относится и к сросткам, друзам кристаллов, часто ассоциирующим с другими редкими минеральными видами. Коллекционный материал обычно используют почти без обработки, иногда подшлифовывают и полируют отдельные грани кристаллов, а из агатов и декоративных горных пород выпиливают пластины, на срезе которых более четко проявляются цвет и рисунок камня. Красивы срезы агатов, яшм и других образований с ярко выраженным природным рисунком, на котором можно увидеть силуэты людей, животных, растений.

   Большая группа ценного коллекционного материала связана с различными по происхождению пустотами, где возможен свободный рост кристаллов или декоративных натечных образований. К ним относятся миароловые пустоты в гранитных пегматитах, хрусталеносные полости и "погреба" в кварцевых жилах, пустоты в кварц-флюоритовых, кварц-баритовых и других жильных телах, газовые пустоты в вулканогенных породах, минерализованные тектонические трещины. Особый интерес представляют карстовые пустоты или полости растворения, возникшие под действием химически активных вод, циркулировавших по трещинам и переотлагавших различные элементы, в результате чего сформировались натечные образования оникса, малахита, кальцита и др. В зависимости от применения коллекционный материал подразделяется на несколько видов: для учебных коллекций, научных исследований, минералогических музеев, личных сборов.


На фото слева справа. Силуэты в камне (агаты, яшма).

   Высокие требования, предъявляемые к музейным образцам, их редкая встречаемость в природе определяют трудности поисков, которые носят специализированный характер и проводятся в основном по мере эксплуатационных работ на известных месторождениях камнесамоцветного сырья или на комплексных месторождениях, содержащих редкие коллекционные образования. Музейные образцы уникальны. Их поиск связан со значительными затратами средств, сами они имеют высокую стоимость и представляют собой достояние государства. Их эстетическая ценность способствует развитию культуры, знакомит с прекрасными созданиями природы, учит бережному к ней отношению.

   Коллекционирование - крупная и сложная область потребления красивых образцов минералов и горных пород - коллекционного материала. В последние годы в отечественной и зарубежной литературе появились работы о цветных камнях, часто хорошо иллюстрированные; стали поступать в продажу выпускаемые отечественной камнерезной промышленностью коллекционные образцы и камнерезные изделия; начат выпуск инструмента для обработки камня коллекционерами; проводятся выставки цветных камней музеями и любителями камня. Все это способствует повышению интереса широкого круга населения к каменным самоцветам и повышению спроса на коллекционный материал.

   Собирают коллекции кристаллографические, в которых минералы представлены отдельными кристаллами, их сростками; минералогические, систематические, только одной группы минералов (например, агаты); только минералов из одного месторождения (такие коллекции часто можно видеть у горняков и геологов на рудниках) и вообще красивые камни без какой-либо системы, так называемое эстетическое коллекционирование - наиболее типичное для любителей камня. Собирательство коллекций камней требует определенных знаний и навыков во многих областях: геологии, минералогии, методах поисков и обработки камня, туризме и даже альпинизме.

   Коллекционирование камней в отличие от любого вида искусства порождает желание самому найти и изготовить образец для своей коллекции или поделку. О том, как составлять коллекции, писал А. Е. Ферсман. Помимо терпения и времени требуется художественный вкус, чтобы подчеркнуть эстетику и неповторимость каждого камня. Д. Н. Мамин-Сибиряк писал: "Собиратели минералогических коллекций, в ряду других "любителей", вероятно, займут не последнее место. Прежде всего, коллекционерство - страсть, доходящая до слабости, как всякая страсть. Иногда два-три камня, подаренных совершенно невинному человеку каким-нибудь знакомым служат началом каменной болезни". В поисках образцов для коллекций любители камня часто проводят отпуск, выезжая в различные районы страны. Они собирают образцы на карьерах, в старых горных выработках без учета многих существующих законов и природоохранных факторов. С другой стороны, имеются многочисленные примеры неиспользования попутно извлекаемого на месторождениях или не извлекаемого коллекционного сырья, теряемого в отвалах, которое могло быть передано для частного коллекционирования.

   Обидно видеть, когда испорчен хороший кусок дерева, но особенно непростительно, если в неумелые руки попадает красивый камень и из него сделано неинтересное изделие. За 50-70 лет можно вырастить новое дерево, но камень испорчен навсегда. Вот один из множества примеров. В Северной Армении в районе г. Иджеван периодически добывали агаты для изготовления пепельниц. На эти изделия шли крупные агаты, а крупные агаты почти всегда трещиноватые и в результате - большая трудоемкость, огромные отходы, мало пепельниц и много погубленного камня. Не обратили должного внимания на качество агата, красоту рисунка камня.

   Значительны еще отходы сибирского нефрита, уральского родонита, среднеазиатского оникса и другие, получаемые при горных работах и на камнерезных предприятиях. Они также безвозвратно теряются, а могут быть использованы как коллекционное сырье, а также для мозаичных работ. На любительских выставках привлекают внимание художественно выполненные мозаичные картины из обработанного и необработанного цветного камня, выполненные коллекционерами-умельцами при минимальном использовании ценных видов сырья.

   В настоящее время в личных коллекциях любителей камня находится большое число минералов-самоцветов и декоративных образцов, представляющих огромную научную, эстетическую и коммерческую ценность. Некоторые образцы уникальны и могут быть причислены к национальным ценностям. Необходимо гарантировать их сохранность, организовывать выставку лучших коллекций и отдельных минералов с целью повышения культуры камня в стране; создать единый общесоюзный каталог наиболее выдающихся коллекций, как это сделано для произведений искусства, которые взяты под охрану государства.

   "Красную книгу", в которую внесены исчезающие виды живой природы, знают все. Для камней такой книги пока нет, и ежедневно от руки человека и разрушительных сил природы гибнут неповторимые шедевры мира минералов. Отчего мы так расточительны? Ведь понимание и ощущение красоты окружающего нас мира слагается из восприятия мира живого и неживого. И если о живой природе можно сказать: "еще не поздно", то исчезнувшие минералы воссоздать нельзя. Это хорошо понимают истинные любители камня, они встревожены и стараются привлечь к этой проблеме внимание общественности, призывают беречь эти удивительные творения природы.

   На мировом рынке цветных камней декоративный коллекционный материал пользуется большим спросом. В ряде стран он часто служит предметом инвестиции. Наша страна, располагая крупными ресурсами разнообразного коллекционного материала, может в большей степени удовлетворять спрос на него как на внутреннем, так и внешнем рынках. Поэтому необходимо подходить к этому виду полезного ископаемого не только как к предмету попутных поисков при производстве геологоразведочных работ, но и как к объекту самостоятельного изучения его мономинеральных концентраций и связанных с месторождениями других полезных ископаемых (черных, цветных, редких и благородных металлов, химического, пьезооптического и другого минерального сырья). Особое значение имеют месторождения собственно камнесамоцветного сырья, на которых в процессе их эксплуатации возможно получение декоративного коллекционного материала высокого качества. Необходимо усовершенствовать методику отбора образцов для коллекций; создать инструмент для выпиливания уникальных кристаллов и друз из забоя выработок, как это делают на альпийских месторождениях горного хрусталя в Швейцарии, ограничить проведение взрывных работ на месторождениях, где производится отбор материала.