Филигрань - старинная техника ювелирных украшений, исполнение и материалыя
На фото. Подсвечник. Материал: серебро (филигранная веточка) и бронза (подсвечник), яшмовая подставка, использован довольно редкий образец - фрагмент аметистовой жеоды (кристаллы аметиста) на природной подложке из скрытокристаллического зеленого халцедона.
Серебро. Вслед за золотом оно играет значительную роль в изготовлении украшений. Этот сияющий белым цветом металл, с химическим обозначением Ag (латинское argentum), тверже золота и после него наиболее ковкий благородный металл. Серебро не окисляется, остается неизменным на воздухе; однако атмосферный сероводород, фосфор и фосфорный водород вызывают потемнение его поверхности. Наряду с техниками, которые находят повсеместное применение в ювелирной промышленности (литье, чеканка), в производстве украшений применяются и иные техники. К самым древним из них принадлежат филигрань и зернь, которые были известны и с большим совершенством выполнялись как в доисторическую эпоху, так и сегодня на нашей родной земле.
Чистят серебро (не сильно потемневшее) в домашних условиях либо зубной щеткой с зубной пастой, либо губкой или зубной щеткой с чистящими порошками. Во время чиски загрязненного серебра порошок потемнеет. Главный секрет состоит в том, что нужно хорошо тереть изделие и затем очень тщательно промыть. Нельзя чистить серебро чистящими растворами, содержащими кислоту (почернеет). Сильно потемневшие украшения лучше отнести в ювелирную мастерскую, где их достаточно недорого почистят и отполируют как новые на специальном станке.
Филигрань. Под нею подразумеваются искусные изделия ручной работы из тонкой накерненой (рифленой) проволоки, которая припаивается на металлическую основу, образуя выразительный узор, или превращается в искусно переплетенный жгутик, запаиваемый лишь в местах пересечения. Изделия из филиграни во все времена остаются достаточно популярны и такие украшения, как серьги, пряжки, застежки, браслеты, броши и другие, пользуются устойчивым спросом. Особенное предпочтение отдается филиграни из серебра, золотая филигрань встречается реже. В некоторых странах (в том числе в Украине, где она традиционна и исконна) украшения из филиграни и по сей день пользуются огромной популярностью, хотя качество ручной обработки отличается некоторой неравномерностью. Можно с уверенностью сказать, что Украина на сегодня является страной, в которой это прикладное искусство развито и популярно.
Зернь (скань). Напаянные на поверхности металла золотые (на золото) или серебряные (на серебро) маленькие зернышки, образующие неповторимый, часто очень выразительный орнамент, использовали для придания большего эффекта объема своим изделиям мастера еще с древних времен. Эта техника, которую мы сегодня также называем гранулированием, резко увеличивает игру светотени и придает украшению живость и выпуклость. Часто применяется вместе с филигранью (в серебре).
Свойства и состав сплавов серебра и технологии его обработки
Цвет сплава | Проба | Состав ювелирного сплава, % | Плотность, г/см3 | Температура плавления | |||
Серебро | Медь | Другие металлы | Нижний предел | Верхний предел | |||
Белый | 875 | 87,5 +/-0,3 | Ост. | 0,30 | 10,28 | 779 град. С | 855 град. С |
Белый | 916 | 91,6 +/-0,3 | Ост. | 0,25 | 10,35 | 779 град. С | 888 град. С |
Белый | 925 | 92,5 +/-0,3 | Ост. | 0,18 | 10,36 | 779 град. С | 896 град. С |
Белый | 960 | 96.0 +/-0,3 | Ост. | 0,18 | 10,43 | 880 град. С | 927 град. С |
Серебро - металл белого цвета, мягкое, легко поддается ковке, обладает высочайшей из всех металлов тепло- и электропроводностью. Температура плавления 960,5 град. С, температура кипения 1955 град. С. Легко поддается механической обработке и полировке. Химически устойчиво на воздухе и в воде, но при наличии в воздухе сероводорода покрывается налетом сульфида серебра и темнеет (чернеет). Растворяется в азотной и горячей концентрированной соляной кислотах. Как и золото, в чистом виде не используется. В чистом виде драгоценные металлы не используются из-за их невысокой твердости и прочности. Для изготовления ювелирных изделий применяют их сплавы в различных комбинациях.
На фото слева. Серебряная брошь (традиционная техника исполнения) со вставками из природного тигрового глаза и ограненных гранатов (альмандины).
Прокатка. Применяется для получения заготовок из листового материала методом штамповки или из прутков определенного сечения и толщины. Этот технологический процесс основан на пластичности сплавов драгоценных металлов. В индивидуальной мастерской используют прокатные вальцы с ручным приводом. Для листового материала применяют вальцы с гладкими валками, для прокатки проволоки - фасонные, с кольцевыми проточками, соответствующими по сечению форме профиля прокатываемой проволоки. На листовой прокат воздействует только вертикальное давление (сверху и снизу), на проволочный - и горизонтальное, боковое. Прокатываемый лист пусть и незначительно, но расширяется в стороны, а при прокатке проволоки такое недопустимо.
Волочение. Подготовка небольшого количества проволоки производится вручную. Волочение - это протягивание проволоки через коническое отверстие фильеров с целью сужения ее поперечного сечения до сечения протяжного отверстия данной фильеры. Между переходами от одной фильеры к другой (с меньшим сечением протяжного отверстия) производится отжиг проволочного материала. Волочильная доска - доска, в отверстия которой плотно всажены фильеры разного диаметра. Необходима для получения цилиндрической проволоки из драгоценных металлов малых сечений из более толстой различной конфигурации. Волочильную доску зажимают в тиски с мягкими губками; проволоку, просунутую заостренным концом в нужную фильеру, захватывают специальными плоскогубцами с острыми насечками и протягивают ручным способом.
Ковка. Цель этой операции - изменение поперечного сечения заготовки в горячем или холодном состоянии без снятия стружки. Необходима ковка при изготовлении плоских элементов ювелирного изделия - этому способствуют высокие пластические свойства сплавов драгоценных и цветных металлов. Начинают кузнечную обработку бережными ударами молотка, постепенно их усиливая, а в промежутках между ударами металл отжигают и охлаждают в воде.
Пайка - это основная операция в технике филиграни, в результате которой происходит соединение готовых деталей в твердом состоянии посредством расплавленного связующего металла или сплава (припоя), имеющего более низкую температуру плавления, чем соединяемые элементы. Причем, в отличие от сварки, когда оплавляются кромки или торцы соединяемых частей, при пайке расплавляется только припой, обволакивающий паяемые детали и превращающий их после застывания в единое целое, т.е. готовое изделие. Для изделий ручной работы, изготавливаемых методом пайки, обычно используется серебро более высокой 960 пробы из-за ощутимо более высокой температуры его плавления по сравлению с традиционной 925 пробой (на 70-100 градусов С). В индивидуальной ювелирной мастерской доступна пайка с применением ручной пламенной горелки (твердые припои).
Припои должны соответствовать следующим параметрам: плавиться до размягчения спаиваемых деталей; растекаться по твердым элементам изделия; соединение припоя с деталями украшения должно быть долговечным. Ювелирные металлы и сплавы с высокой температурой плавления паяют только твердыми припоями. Твердые припои готовятся только на основе золота или серебра. Применяются и припои на основе меди (медно-цинковые, медно-фосфорные) с добавкой олова, марганца, железа, алюминия и других металлов для пайки недрагоценных ювелирных сплавов.
Флюсы - активные химические вещества, применяемые для снижения поверхностного напряжения и улучшения растекания жидкого припоя, а также для очистки поверхности паяемого сплава от окислов. Спаиванию способствует добавление флюса, который с улучшением соединения частей изделия удаляет окислы в местах пайки.
Отбеливание. Цель этой ювелирной операции - очистка поверхности слитков, элементов и готовых изделий от окислов и удаление остатков после предыдущих работ (плавки, пайки, отжига). Состав отбеливающего раствора определяется видом сплава, подлежащего отбеливанию. Длительность процесса отбеливания зависит от температуры и концентрации раствора. Сплавы серебра отбеливаются в 5-10%-ном растворе серной кислоты при температуре 40-50 град. С за 30 секунд, а также в 1-2%-ном растворе соляной кислоты при температуре 30-40 град. С за минуту. После полного исчезновения с поверхности украшения остатков флюса и окислов его промывают. Нельзя пользоваться стальным (медицинским) пинцетом, который может оставить налет на слитке или украшении.
Филигрань, скань, зернь
Филигрань (скань - от старославянского глагола "съкати" - сучить, свивать в одну нить несколько прядей) - вид художественной обработки металлов декоративно-прикладного искусства, известный с глубокой древности. Итак, толкование древнего глагола раскрывает способ изготовления филиграни, основную технологическую особенность: скручивание проволок и свивание в шнур. Чем тоньше сечение проволоки, чем туже она скручена, тем красивее изделие, а если узоры дополняет зернь - мелкие шарики - на языке ювелиров "корнер" - искаженно от немецкого "корн" - зерно.
Основные виды филиграни:
- напайная - узор из проволоки (гладкой или сканированной) и зерни напаян непосредственно на металлическую пластинку (лист или используется для колец);
- ажурная - элементы проволоки спаяны друг с другом без фона, образуя кружево из металлических нитей с напаянной на него зернью (очень декоративна для брошей и подвесов);
- объемная - объемные предметы выполнены сканной техникой из отдельных частей, смонтированных в цельную композицию (например, шары, браслеты и пр.).
Филигранные изделия можно репродуцировать посредством литья и гальванопластики (так часто делают на заводском производстве). Репродуцированные изделия намного уступают филиграни, а по цене могут быть сопоставимы с ручными филигранными оригиналами.
В отличие от всех остальных видов ювелирных изделий, которые изготавливаются исключительно из сплавов, скань изготавливают практически из чистых металлов (золота, серебра, меди), поскольку в чистом состоянии они более пластичны и вязки, что облегчает волочение проволоки, ее скручивание и последующий набор по рисунку на бумаге.
Материалы для филиграни, изготовление и спаивание изделий
Скрученную проволоку для скани изготавливают способом волочения через фильеры с периодическим отжигом. Перед отжигом проволоку свертывают в кольцевой моток так, чтобы витки плотно прилегали друг к другу, и оплетают моток свободным концом. В таком виде вся проволока нагревается равномерно и не плавится. Очень тонкую проволоку наматывают на латунный ролик, как нитку на катушку, предотвращая ее расплавление. Скручивается проволока на шпинделе любого механизма, обеспечивающего быстрое вращение. Скатка для плотности производится 2-3 раза с отжигом, отбеливанием, промывкой и сушкой в интервалах и после завершения сканирования и прокатки в плоских вальцах.
Филигранные изделия изготавливают также из глади - гладкой вальцованной или просто круглой проволоки, которая в сочетании со сканью придает изделию своеобразие.
Для приготовления зерни (мелких металлических шариков) проволоку навивают в спираль на гладком цилиндрическом ригеле. Спираль снимают и разрезают на равновеликие витки. Смешав эти колечки с угольным порошком для предотвращения соприкосновения и спаивания между собой, сплавляют в одинаковые по размеру мелкие шарики (например, на листовом асбесте). Эта зернь укладывается поверх собранного из проволоки рисунка рисунка.
Набор скани по рисунку на бумаге - это выгибание из проволоки каждого элемента рисунка с помощью пинцетов специальной формы (сложенной вдвое стальной полоски шириной до 15 мм, толщиной до 1,5 мм, длиной до 150 мм с коротко заостренными и слегка согнутыми внутрь концами) на ровной пластине из цинка или другого металла. Пинцет со схваченной проволокой находится в правой руке, а свободный конец проволоки придерживается указательным пальцем левой. Сначала приклеивается обрамление, а затем постепенно и другие изгибы проволоки по рисунку (используется органический клей, так как синтетический клей оставит следы после отжига). Все сканинки плотно пригоняются одна к другой на подложенной снизу проклеенной бумаге. После завершения этой поистине филигранной (тончайшей) и скрупулезной работы бумага аккуратно срезается, а контур связывается тонкой проволочкой (биндартом) в нескольких местах.
Пайка филигранных изделий имеет свои особенности. Используют припой из опилок того или иного металла. Флюсом служит бура. Прокаленную и тщательно измельченную буру смешивают с опилочным припоем в пропорции 1:1 по объему. Подготовленные к спаиванию элементы или фрагменты изделия смачивают слабым раствором буры (или водой), мокрую поверхность сверху не очень густо посыпают приготовленной смесью припоя с бурой. Если припоя положено недостаточно, могут оказаться непропаянные участки и изделие будет непрочным.
Избыток припоя может залить фактуру скани, некоторые детали рисунка, что испортит внешний вид изделия. Для пайки филиграни более всего подходит широкое, мягкое, коптящее пламя керосина из пламенной горелки. Температура полного сгорания копоти практически совпадает с температурой плавления сканного припоя - 800-850 град. С. Пайка длится недолго в такой последовательности: сначала легким широким пламенем прогревают собранное изделие (элементы держатся на клее), а затем усиленным пламенем расплавляют опилочный припой и разгоняют его до полного равномерного растекания по поверхности рисунка.
После остывания снимают биндарт и испытывают прочность пайки. Если обнаружены не припаянные или слабо держащиеся элементы, их подправляют и пропаивают вторично. Для припаивания к корпусу крупногабаритного изделия филигранного рисунка, когда скань занимает значительную часть поверхности изделия, необходим высокотемпературный прогрев перед пайкой всего корпуса.
Ювелирные изделия бывают без камней и с камнями. В украшениях с камнями (серьги, ожерелья, кулоны, броши, булавки, кольца, браслеты) именно камни диктуют конфигурацию ювелирных изделий. Частный мастер должен обладать навыками такой ювелирной профессии, как закрепщик ювелирных камней в изделиях, которая существует на специализированных промышденных предприятиях. В индивидуальном производстве он еще и монтировщик, поскольку выполняет и другие монтажные приемы и операции (присоединение замочков, зацепов, соединительных элементов и пр.). К назначению закрепок предъявляются очень важные требования. Закрепка вместе с оправой должна прочно удерживать камень, подчеркивать и усиливать его красоту, служить связующим звеном между самим украшением и камнем. Закрепление камня на украшении - завершающий этап изготовления ювелирных изделий с камнями. Камни, вставляемые в кольца, серьги и другие украшения, должны быть прочно, надежно и в то же время красиво, изящно закреплены - от этого зависит качество изделия.
Ободковую оправу наиболее легко изготовить вручную из витой проволоки: заготовленную ленту изгибают в ободок и после формовки и подгонки по камню торцы ее на месте стыка спаивают. Ободковая закрепка применяется для закрепления как прозрачных, так и непрозрачных ювелирных и поделочных камней; изготавливается из ленточки металла и по периметру повторяет форму камня, который лежит в ней на опорном пояске, расположенном на внутренней стороне оправы. Укрепление камня осуществляется обжатием металла вокруг камня, который таким образом просвечивает и освещается и сверху, и снизу (при прозрачности), красоту и освещенность усиливает находящийся в полоске закрепления узор. Фиксация камня ободком по всему периметру очень надежна и относится к наиболее стойким и крепким закрепкам. На фото справа представлена ободковая закрепка прозрачных синтетических корундов (искусственных рубинов) в филиграных кольцах из серебра 960 пробы.
Применение сканированных элементов позволяет изготавливать самые разные ювелирные изделия - от украшений до кухонных приборов: кольца, перстни, браслеты, серьги, броши, кулоны, пудреницы, шкатулки, подносы, подстаканники, подсвечники, рамы для зеркал, картин и другое.